2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.

2018 год — год 100-летия государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей в России.

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка.

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

  1. Историческая справка

В 1974 году постановлением правительства СССР «О создании классов трудового обучения»  за подписью А.Н. Косыгина, председателя президиума Верховного Совета СССР, при школах были организованы классы-цеха.

При  1-й школе был организован класс автослесарей, где преподавание осуществлял Николай Владимирович Буга. А также открыта специальность швея, где преподавание осуществляли специалисты швеи и закройщики из КБО.

На базе второй школы был создан класс, где обучали водителей транспортных средств. Первый преподаватель по теоретическому обучению вождения был Павел Васильевич Городцов.

На базе  школы №3 был организован класс нянь. Занятия проводились на базе детского сада — яслей «Солнышко».

Шли годы, менялась жизнь, появилась потребность в новых специальностях. При РКЗ были созданы классы рыбообработчиков, школьники учились сколачивать ящики.

В разных организациях города Салехард осуществлялось обучение по специальностям: токарь и радиооператор.

18 апреля 1984 году решением исполкома городского Совета народных депутатов № 91 от 18 апреля 1984 года при отделе народного образования горисполкома на базе городских классов-цехов  был организован межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации, учащихся на массовые рабочие профессии в свете требований «Основных направлений реформы общеобразовательной школы».

Первым директором была Тамара Ивановна Баирова с сентября 1984 года по август 1989 года.

С августа 1989 года под руководством Александра Николаевича Старостина началось строительство Межшкольного учебно-производственного комбината на собственные средства, на которые был построен гараж на базе второй школы.

В 1993 году Рыбоконсервный завод арендовал для учебно-производственного комбината здание по ул. Горького, д.16.

Открылись новые профессии «Секретарь-машинистка», «Младшая медицинская сестра».

Город в 1995 году подарил учебно-производственному комбинату новое здание по улице Титова д.15. В этом же году был произведен набор на вновь открывшиеся профессии «Часовой мастер», «Бухгалтер».

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 года № 1437 «Об утверждении Типового положения о межшкольном учебном комбинате» и приказа от 10 мая 2000 года № 215 управления образования Администрации МО г. Салехард, муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебно-производственный комбинат» переименован в Муниципальное образовательное учреждение «Межшкольный учебный комбинат».

МАУ ДО ДЮЦ, являясь учреждением дополнительного образования детей, реализует основные задачи дополнительного образования через специально организованный учебно-воспитательный процесс, доминантой которого является развитие мотивации ребенка к творчеству, познанию, саморазвитию, самоопределению. Ориентация на подготовку к самостоятельному решению познавательных, ценностно-ориентированных и практических проблем предполагает включение учащихся в образовательную деятельность в соответствии с интересами и задатками детей.

Содержание учебно-воспитательного процесса определяется уровнем и направленностью дополнительных образовательных программ. Образовательная деятельность Центра представлена содержательным многообразием программ, которые рассматриваются нами как направляющие, ориентирующие модели совместной деятельности педагога и ребёнка, инструмент целевого формирования способности личности осваивать социокультурные ценности. Условия, обеспечивающие учёт индивидуальных особенностей обучающихся, создаются за счёт разноуровневых программ, дифференцированных заданий, организации психологической поддержки обучающихся.

Анализ педагогического опыта МАУ ДО ДЮЦ и социально-педагогические задачи, стоящие перед учреждением, сформировали трёхуровневую систему образования, в основе которой лежит свободный выбор ребенком той деятельности, которая ему интересна и доступна.

В учреждении реализуются следующие проекты: «Одарённые дети», «Арктические спасатели», «Светофорик», «Школа финансово-правовой грамотности», «Обеспечение подготовки выпускников школы, владеющих стержневой содержательной линией физического образования – методами научного познания».

В 2015 году внедрен региональный инновационный проект «Азбука Арктики».

Создан сборник творческих работ победителей конкурсов (юных исследователей).

Достигнуты результаты в рамках реализации проекта «Светофорик».

Достигнутые результаты в рамках реализации проекта «Школа финансово-правовой грамотности».

Обеспечение подготовки обучающихся, владеющих содержательной линией физического образования – методами научного познания в системе дополнительного образования.